Символика
 

Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще.

Современная методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов (автор С.Смирнов) предполагает:

         1. Использование пяти групп символов: предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных;

2. Отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу, фиксацию официального статуса в воинском коллективе;

3. Реализацию идей государственности, державности, региональности, воинского служения, православия, именного покровительства в значении символов;

4. Соблюдение требований к техническому исполнению символов (эстетика, удобство, легитимность, традиционность).

 Педагогический коллектив постоянно обращается в процессе реализации образовательной программы к историческому опыту предшествующих поколений кадет, активно использует исторические источники, которые дают возможность проанализировать роль символики в воспитании учащихся в кадетских корпусах дореволюционной России.

 Педагоги школы вычленили из исторических источников основные символы-идеи военно-патриотического воспитания кадет XVIII-XX веков:

идея государственности (выражалась в использовании символов государства при разработке символики отдельных кадетских корпусов);

идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти — корона, скипетр, держава);

идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории); 

 идея преемственности (прослеживается в специфике элементов символики каждого военно-учебного заведения и в сохранении символики дореволюционных военно-учебных заведений во вновь организуемых);

идея региональности (символика кадетских корпусов отражает принадлежность к отдельным регионам России); 

идея воинской службы (ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики); 

идея православия (проходит через всю символику кадетских корпусов и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений-девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога»).

 Таким образом, создание и использование символики кадетских корпусов играло особую роль в воспитании кадет, способствовало строгому выполнению обязанностей воинской службы, повышению дисциплины, определяло отношение к кадетскому сообществу, родам войск и воинскому званию.

© Andrei Dmitrenko
2013 – 2024